Соц. сфера:

ОСАГОвый осадок

29.06.2016

Прошло более двух месяцев, как в редакции «НГК» прошел круглый стол (см. «Тупик по версии ОСАГО», «НГК» № 15 от 20.04.2016 г.), на

3052

Прошло более двух месяцев, как в редакции «НГК» прошел круглый стол (см. «Тупик по версии ОСАГО», «НГК» № 15 от 20.04.2016 г.), на котором приглашенные участники обсудили проблему, возникшую в этом году в ряде регионов страны, в том числе и Краснодарском крае, оформление обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО)

Напомним, что суть проблемы, которая, между прочим, до сих пор так и остается нерешенной, заключалась в том, что с января 2016 года в крае создалась напряженная обстановка с выдачей (а точнее, с невыдачей) автовладельцам полисов ОСАГО. Крупнейший на сегодня поставщик этого страхового продукта на российском рынке – компания «Росгосстрах» и еще ряд компаний и страховых обществ, резко ограничив объемы продаж гражданам полисов ОСАГО, спровоцировали в крае ситуацию, близкую к социальному взрыву. Официально представители компаний ссылались на нехватку бланков полисов, а по факту страховые агенты втихаря навязывали гражданам дополнительные страховые продукты, и только при согласии клиента на эти «допуслуги» бланк полиса сразу же находился. 
Поэтому с одной стороны в офисах страховых организаций стали создаваться огромные очереди, а с другой эта искусственно раздутая проблема породила другую, имеющую криминальный оттенок, – в крае появилось несколько десятков полуподпольных фирм и предпринимателей-мошенников, продающих по дешевке поддельные полисы ОСАГО. 
Все эти имевшие место факты и стали предметом горячей дискуссии между участниками круглого стола, среди которых были юристы, депутаты, руководители страховых компаний и представители Общественной палаты края. 
Уже спустя неделю после того, как в редакции «НГК» прошло это мероприятие, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев провел экстренное совещание, на котором представители Центробанка России, исполнительной власти, ЗСК, руководители федеральных структур, правоохранители и представители страховых организаций обсудили эту же проблему, но каких-либо кардинальных решений принято не было. 
Получается, что власть подтвердила наличие проблемы, согласилась с тем, что это очень плохо, но как решить эту проблему, не знает. 
В свою очередь, в ходе работы круглого стола участники предложили обратиться в соответствующие федеральные структуры с предложением рассмотреть возможность передачи полномочий по выдаче полисов ОСАГО в многофункциональные центры (МФЦ), дабы тем самым хоть как-то разгрузить офисы страхкомпаний и лишить их сотрудников соблазна навязывать клиентам дополнительные услуги, что само по себе является деянием противозаконным. 
По инициативе одного из активных участников круглого стола – депутата городской Думы Краснодара Дмитрия Коломийца – материалы нашего круглого стола были направлены на ознакомление в Министерство финансов Российской Федерации, в Центральный Банк России, в Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако там к идее организации пунктов выдачи полисов ОСАГО в МФЦ отнеслись весьма скептически, посчитав такую меру, «противоречащей законодательству». В частности, в письме Минфина РФ в адрес депутата Д.В. Коломийца (исх. № 05-04-05/32484 от 03.06.2016 г.) указано, что «услуги по заключению договоров обязательного страхования не являются государственными или муниципальными и, соответственно, не попадают под действие Федерального закона № 210-ФЗ и не могут оказываться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг». 
В то же время, этим письмом Министерство финансов информирует депутата о том, что в настоящее время подготовлен ко второму чтению Госдумой РФ проект закона № 752188-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (принят во втором чтении 15 июня и подписан Президентом РФ 23.06.2016 г. – прим. ред.), которым «предусматривается обязанность обеспечивать возможность бесперебойного заключения договоров обязательного страхования в виде электронного документа всеми страховщиками».
Стоит добавить, что и в Российском союзе автостраховщиков крайне негативно воспринимают идею оформления ОСАГО в офисах МФЦ. Правда, свое негативное отношение к этой идее РСА объясняет такой фразой, трудно переводимой на русский язык: «…по мнению РСА, увеличение времени на заключение договора обязательного страхования, к которому неизбежно приведет привлечение к процессу заключения договора еще одной организации – МФЦ – повлечет усугубление недовольства населения в отношении доступности возможности заключения договора обязательного страхования» (из письма депутату Гордумы Краснодара Д. Коломийцу от 06.06.2016 за № 11-67432). Все понятно? Нам не очень. 
Кстати, по информации, полученной нами из РСА, по состоянию на 22 мая этого года в Краснодарском крае уже заключено 46 тысяч (!) договоров ОСАГО в электронном виде («е-ОСАГО»). В РСА заявили, что наш регион – абсолютный лидер по количеству выданных электронных полисов. 
Журналисты «НГК» попытались воспользоваться услугой «е-ОСАГО» с помощью ресурса «ОСАГО-онлайн», но оказалось, что большинство страховых компаний эту услугу в нашем регионе пока не предоставляют. Где же эти 46 тысяч счастливчиков, заполучивших электронные полисы? 
Мы больше двух часов «воевали» с интернетом, но так и не обнаружили ни одной компании, у которой на сайте можно оформить заявку на электронный полис. Если закон уже с 23 июня подписан Президентом и обязателен к исполнению, то кто его сегодня начал исполнять? 
Центробанк России проинформировал население о том, что бесперебойная работа «е-ОСАГО» будет обеспечена лишь с 1 января 2017 года. К этому, по крайней мере, ЦБ РФ обязывает всех страховщиков.
А пока же Банк России призывает граждан «занимать активную позицию и направлять жалобы с приложением доказательств необоснованного отказа, либо навязывания дополнительных услуг». 
Ну куда же, скажите, еще активнее «занимать позицию», когда уже шесть месяцев в крае страсти вокруг ОСАГО не утихают?