Культура:

Юрий Волков: «Я верю,что своей энергией актер может и должен влиять на жизни зрителей»

19.04.2018

20 апреля свой юбилей отмечает актер Краснодарского театра драмы Юрий Волков

1540

О жизни и творчестве от первого лица:20 апреля свой юбилей отмечает Заслуженный деятель искусств Забайкальского края, актер Краснодарского театра драмы Юрий Волков

 

–Юрий Валентинович, расскажите, что и когда Вас привело на сцену?

Ю.В.:Я родился в Чите.По характеру я всегда был активным, непоседой, можно сказать, душой компании. Занимался дзюдо, штангой, участвовал в театральных школьных постановках и вообще всегда был рад выйти на сцену: играл на гитаре, эстрадными танцами занимался.Родители же хотели, чтобы я стал медиком, как они: отец – хирург-травматолог, а мама – окулист. Пока они пытались меня направить, по их мнению, в правильное русло, я тянулся к творчеству.

–Наверняка, было то, что не давало Вам так просто прийти к своей мечте и заняться тем, что по-настоящему нравится?

Ю.В.:Конечно. Моя первая профессия – диплом о среднем образовании – монтажник радиотехнических электромеханических систем, приборов и автоматики. Это было после службы в армии в войсках ПВО на Алтае.Два года работал по специальности на заводе по обогащению урана: постоянный запах тухлых яиц и головные боли… Хотелось, конечно, совершенно другого в жизни. В свободное время играл в вокально-инструментальном ансамбле. Но мечтал о чем-то большем, думал поступить учиться на гитариста.

В какой-то момент вспомнил, что один из моих сослуживцев из Владивостока звал в гости. Я взял да поехал к нему. А там– море, дача, клубника, воздух… Возвращаться в Краснокаменск не хотелось, признаюсь честно. Да и институт друг посоветовал по моему желанию: Дальневосточный государственный институт искусств.

Несмотря на то, что вступительные экзамены уже шли полным ходом, я всё же попробовал испытать удачу. Мне предлагали только балалайку… мол, на гитару в этом году не набираем… И вот как-то раз спускаюсь в институте по лестнице на второй этаж, вижу: какая-то суета. Много людей с тросточками, шапочками, все что-то репетируют – театральное отделение. Зашел пробоваться, а мне объясняют, что у них уже –второй тур, так просто пропустить меня не могут. Предложили на следующий год приехать снова. Пришлось вернуться домой и провести год на работе. Каким-то образом, разузнав о моей попытке поступать, меня пригласили в народный театр в Краснокаменске.

Через год, будучи уже более подготовленным, поехал ещераз во Владивосток и друга с собой взял даже. На поступлении читал басню Михалкова «Тонкий и толстый», какой-то отрывок разыгрывал из спектакля нашего народного театра, пел под аккомпанемент «Мои мысли, мои скакуны», станцевал лезгинку, вытащив из зала какую-то женщину – как потом оказалось, она педагог по танцам. В общем-то, весело было, поступил без проблем, а окончил в 1994 году. Время показало, что всего пять человек из нашего курса остались в профессии.

–Расскажите о пути Вашего становления уже на профессиональной театральной сцене.

Ю.В.: Одногруппник предложил после выпуска ехать в Новосибирский «Красный факел»! У него там и квартира своя была. Всё, казалось, здорово устраивается. Но в последний момент он не смог поехать, и вообще жизнь у него вне профессии начала складываться… Дело шло уже к сентябрю, к этому времени уже все места в театрах обычно заняты, скоро –начало сезона. Пробовался сам в Новосибирские театры, но никакой из них не рисковал брать меня без жилья, это было большой проблемой. Состояние отчаяния я тогда испытал, конечно. Решил возвращаться домой, делать было нечего.

Поехал домой через Читу, там –пересадка на другой поезд поздно вечером. Пошел по городу гулять… вышел на площадь, смотрю: драматический театр. Мне, вообще-то, не хотелось в Читу – работать хотелось в большом городе и хорошем театре: Новосибирск, Москва и т.д.Подумал, что до следующего года всю профессиональную форму потеряю, кому я тогда буду нужен. Зашел в читинский театр, к режиссеру, он спросил, что я окончил, что умею. «Мне нужны штаны!» – сказал он. Но и тут с жильем было не все гладко, предложили самому найти жилье, пока еще есть время перед открытием сезона. С этой новостью я приехал домой, и, взвесив всё, решил, что попробовать стоит. Через какие-то родительские связи нашли комнату в читинском общежитие. Вот так и устроился в театр.

Думал, что на один сезон, а там – вернусь во Владивосток. И остался в Чите. На двадцать один год!

–Было то, что Вас не отпускало? Или так сложились обстоятельства?

Ю.В.:Я сразу плотно вошел в репертуар, труппа на тот момент была из 35-36 человек, вторых составов не было. Режиссер был отличный – Березин Николай Алексеевич, онявлялся также художественным руководителемтеатра. У него был хороший вкус по части драматургии: ставил Шекспира, Гоголя, Шварца…много известных пьес, проверенных временем. Также стоит отметить, что, начиная с 2000 года, наш театр каждый год ездил на гастроли: Питер, Гомель, Минск, Йошкар-Ола, Чебоксары, Брянск, Калуга, Ростов, Новочеркасск, Одесса, Севастополь, Краснодар (здесь в филармонии играли в 2003 году), Новороссийск, Сочи… Гастрольная жизнь. Не скрою, мне это нравилось. В начале 2000-х театр Читы был самым гастролирующим театром в России.

А вообще, надо признаться, мне очень сильно повезло с Березиным, который никогда никого не обделял вниманием, всем давал пробовать себя в ролях разного калибра. Николай Алексеевич много не объяснял актеру, он показывал какую-то краску в характере персонажа, которую позволял развить дальше самому исполнителю. Он не строил жестких рамок, а сочинял его вместе с артистами, к тому же, он сам был по первому образованию актером – окончил Щукинское училище. Главные роли давал и молодым, и уже сложившимся актерам, считал, что это необходимо для профессионального роста. И, конечно, воспитывал труппу на хороших сильных пьесах, в которых есть, что играть и чему учиться.

–Что нравилось больше всего играть Вам? Какие роли оказались памятными?

Ю.В.:В моем творческом багаже за все годы работы актером –уже более 120 ролей. Больше всего нравилось играть Тиля в «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера. Хлестаковым с удовольствием был на протяжении многих сезонов, пока не перерос эту роль в буквальном смысле – был уже не «молодой человек лет 23». А вообще, честно говоря, мне нравится играть пьяного персонажа: все эти ужимки, преувеличенное лицедейство – это мое. Я создал такой образНиколаю из «Забайкальской кадрили» (пьеса «Прибайкальская кадриль» В. Гуркина), получал огромное удовольствие от игры, реакции зрителей.

–Что Вас подвигло изменить свою жизнь и приехать в Краснодар?

Ю.В.:В Чите все очень любили и уважали Николая Алексеевича, ценили его за то, что он для нас стал хорошим учителем и другом, отцом.Во время гастролей в Иркутске он умер, это была неожиданная и невосполнимая утрата.

Театр начал потихоньку разваливаться, люди разъезжались…  И мы с женой решились на кардинальную перемену – переехать из Читы в Краснодар.

В Краснодарский театр драмы мы с супругой (помощник режиссера Оксана Волкова) отправили свои резюме, будучи в Чите, как только решили переехать на юг.

–Совсем недавно (с 24 по 31 марта 2018 года) Вы участвовали в режиссерской лаборатории «100% Горький». Поделитесь впечатлениями от такой формы работы? Как вы вообще смотрите на театральные эксперименты?

Ю.В.:Я впервые участвовал в лаборатории.Этому не сопротивляются молодые артисты, что приятно видеть, думаю, это отличная профессиональная практика для них. Сам по молодости горел теми самыми «новыми формами», хотелось придумывать и пробовать что-то необычное в профессии. А сейчас прихожу к мысли, что, всё-таки, надо бы классику не забывать – ту самую, на которой выросло не одно поколение зрителей, на которой вырос и я сам в профессии.

–Какую роль хотели бы сыграть?

Ю.В.:Любую, какую предложат. Готов играть всё!

–И, в заключение, хотелось бы спросить: с чего начинается театр,по версии Юрия Валентиновича Волкова?

Ю.В.:Театр начинается с думающего, знающего, мудрого, профессионального желания идти вперед – артиста. Я верю, что своей энергией актер может и должен влиять на жизни зрителей.

Анастасия Громовикова