Культура:

Свиданье с сумерками

31.01.2019

Персональная выставка Владимира Мехеда «Дорога»

1768

Персональная выставка Владимира Мехеда «Дорога»

В художественной галерее «САНТАЛ» с 1 по 28 февраля будет проходить выставка «Дорога», которая посвящается 95-летию со дня рождения члена Союза художников СССР, заслуженного художника Республики Адыгея, участника Великой Отечественной войны Владимира Михайловича Мехеда (1924 – 1998).

В экспозиции представлены пейзажные произведения 1960 – 1998 годов, позволяющие в полной мере проникнуться творчеством этого самобытного художника.

В 1957 году, окончив Краснодарское художественное училище, Владимир Мехед вернулся в свой родной Майкоп, где прошли его детство и юность. Здесь же, в творческих мастерских, проходила и вся его долгая, отданная творчеству, жизнь.

Художник В.М. Мехед был участником многочисленных выставок: городских, республиканских, зональных, международных. Много работал на творческих дачах: в Гузерипле, Теберде, Горячем Ключе, Академической даче имени И.Е. Репина. Активно занимался он и общественной деятельностью. Так, с 1967 по 1975 год Владимир Михайлович возглавлял Адыгейское отделение Краснодарской организации Союза художников РСФСР. Был бессменным председателем художественного Совета при Краснодарском краевом отделении Союза художников, членом Краснодарского выставкома. В 1971 году В.М. Мехед избран депутатом Майкопского городского Совета, был удостоен чести стать делегатом III и IV съездов Союза художников РСФСР и СССР (1972, 1973 гг.)

Современному художнику В. Мехеду были чужды узкие рамки канонов, он не принимал на веру раз и навсегда провозглашенных мэтрами истин, его ищущая натура требовала во всем докопаться до сути самостоятельно. Мехед без устали   изучал наследие признанных мастеров, которые воспевали единение человека с природой. Он стремился, как и всякий художник, сказать в этой вечной теме свое, ни на чье не похожее, слово. И ему это удалось.

С 1966 по 1968 год В. Мехед руководил студией ИЗО при областном Доме народного творчества в Майкопе. Сознавая воспитательное значение искусства, художник старался передать ученикам свои знания, приоткрыть тайны живописного мастерства. До сих пор его ученики Виктор Коваленко и Ольга Орлова вспоминают эти уроки с благодарностью.

Владимир Мехед умел гармонично совмещать творчество с семьей. Он был хорошим, заботливым отцом и мужем. Своим детям с раннего детства прививал любовь к прекрасному. Еще будучи студентом Краснодарского художественного училища, художник брал на этюды свою маленькую дочь Ларису, с сыном Сергеем вместе ездил с ночевкой в горы. Здесь они отходили от суеты мира, наблюдали вечную картину смены дня и ночи, Мехед писал ночные пейзажи гор с горящим костром. Эти уединенные свиданья с мирозданием были очень дороги для обоих.

Через всю жизнь Владимир Михайлович пронес светлое чувство беззаветной любви к своей жене и самому близкому другу – Мехед Нине Федоровне. Благодаря ее поддержке и пониманию даже в самые сложные для молодой семьи периоды художник имел возможность путешествовать по России, открывать для себя новые места. Его влекли дороги, искусство требовало изучения не только природы, но и жизни людей, древнерусской архитектуры. Во всем этом глаз художника искал особую эстетику и душевность пейзажа средней полосы России, русского Севера. Владимир Мехед впитывал в себя, запоминал неброские краски российской глубинки, с помощью которых он выражал на своих полотнах истинную, не показную любовь к Родине, созерцательное отношение к миру.

Во многих его пейзажных картинах изображены дороги: большие шоссейные, проселочные, разбитые весенней распутицей, или едва приметные тропы, вьющиеся средь полей и лугов. Об этом свидетельствуют названия работ «Дорога…», «Дорога к дому», «Пейзаж с дорогой». Тонкие, лирические, задумчивые пейзажи привлекают своей умиротворенностью. Поэтическое чувство автора растворилось в его лирическом отношении к окружающему миру, наполнив его работы глубочайшим сакральным смыслом.

Картина «Дорога» (1980) написана в холодных серых тонах. Царство гор здесь необозримо, природа живет своей суровой жизнью. На переднем плане изображена дорога, скользкая от снега и дождя, которая круто сворачивает за гору с потемневшей на склоне растительностью. Свинцовое небо слилось с туманом, окутавшим ущелье гор. И в этом огромном, неуютном пространстве не сразу можно увидеть две маленькие человеческие фигурки, идущие по дороге, невзирая на холод, слякоть и пронизывающую сырость. Что же могло заинтересовать, остановить взгляд художника, если не вечные поиски людьми лучшей доли?!

В.М. Мехеду не приходилось сочинять пейзажные сюжеты, он предпочитал живое общение с природой, выбирая из жизни то, что его волновало. По картинам мастера трудно сказать, какое время года он любил более всего, ведь в каждом состоянии природы есть неповторимая красота, особое настроение, которое переживал художник в конкретные минуты. Его работы объединяют незатейливость, простота композиции и мотива, отражение сельского быта.

Летний пейзаж «Даховский проулок» (1980) написан художником с особой теплотой. Он любил эти удивительные места, где река Дах сливается с рекой Белой, куда художник приезжал в любое время года, получал наслаждение от общения с природой и гостеприимными родственниками. В центре картины – не случайный персонаж, а хорошо знакомый Владимиру Михайловичу человек – потомственная казачка Анна Сергеевна Галушкова – женщина, прожившая долгую и непростую жизнь, но сохранившая твердый характер. В преклонном возрасте она ходила всегда прямо, не сутулясь, позволяя себе лишь изредка опираться на трость. На голове у нее – яркий платок, который она всегда повязывала во время прогулки. Казалось бы, тривиальный сюжет, а в нем – целая жизнь!

Этюд «У моря» полон нежности. Состояние вечерней морской глади, движение причудливых розовато-сиреневых облаков – всё это передано художником почти осязаемо. Остается ощущение, что та маленькая фигурка на берегу – это сам художник, любующийся красотой.

И всё-таки излюбленный мотив В.М. Мехеда – ночной пейзаж с его таинством, так редко встречающийся в творчестве живописцев. В его картине «Последний луч» (1970) осенний лес погружен в вечернюю тень. На заднем плане просматриваются белые пятна вершин Кавказских гор, силуэты деревьев уже не видны. Все затихло и насторожилось. Еще немного, и темнота скроет абсолютно всё. В это царство тишины и покоя проскользнул луч света, осветив совсем небольшое пространство. Деревья еще в багровом убранстве, замершие в дремоте, с удивлением разглядывают собственные тени, падающие на снежное покрывало. И тишина, и воздух будто замерли в ожидании действа. Кажется, сам художник замер, затаил дыхание, боясь спугнуть этот луч, приоткрывший неожиданную красоту. За это короткое мгновение всё прочувствовано, пережито. И ночь, и тьма – это всё будет, но потом, потом…

7 января 1998 года завершился земной путь художника, лирика, философа Владимира Михайловича Мехеда, отдавшего более 40 лет жизни бескорыстному служению изобразительному искусству. Нынешняя выставка – попытка современников Владимира Мехеда постичь его глубину и многосложность в искусстве жизни.

Н.А. Стрижова,
директор Художественной галереи «САНТАЛ»
Галерея «САНТАЛ» работает ежедневно,
без выходных, вход свободный.
ул. Коммунаров, 58
тел. 8 (861) 267-11-37; 8 (861) 267-11-57
сайт: www. santalcompany
e-mail: santal-company@yandex.ru