Культура:

«Судьба поколений»

04.05.2016

Выставочно-просветительский проект «Память»

3078

Выставочно-просветительский проект «Память»

 

С 12 мая по 29 мая в Краснодаре в художественной галерее «Сантал» проходит персональная выставка кубанского художника, члена Союза художников РФ и члена АИАП Юнеско Сергея Савенко (1930-2010 гг.). В экспозицию входят 50 живописных и графических работ, созданных в разные периоды его жизни. Работы для выставки предоставили дочь Савенко Галина Сергеевна и сестра художника Кононенко Алла Николаевна. Большая серия живописи и линогравюры посвящены Великой Отечественной войне.

 Потомок запорожских казаков Сергей Владимирович Савенко родился 26 июня 1930г. на станции Сосыка 1, Павловского района, Краснодарского края в семье работников железнодорожного транспорта. С 1936 г. жил в г. Тихорецке, здесь окончил школу и в 1949 году поступил в Краснодарское художественное училище. После его окончания, в 1953г., был направлен военкоматом в Харьковское военное авиационное училище связи, затем с 1956 по 1965 год служил в ракетных войсках в Латвии, Грузии, на Урале. Вернувшись на Кубань после увольнения в запас, работал в Краснодарском художественном комбинате, с 1967 года участвовал в городских, краевых, региональных и всесоюзных выставках.

В роду Сергея Савенко было много художников: это были иконописцы, художники-оформители, живописцы. Один из них, по отцовской линии, эмигрировал из России и умер в Париже. Это во многом повлияло на выбор профессии. Он начал работать на исходе хрущевской оттепели, когда на смену монументально-эпической эстетике пришло искусство, основанное на рефлексии, Один из первых его этюдов, «Ипатьевский монастырь» (1964 г.), был написан в эпоху богоборчества, когда даже такие великие мастера, как Аркадий Пластов, не выставляли свои картины, на которых изображались православные храмы. В этой работе уже наметились те черты, которые будут присутствовать во всей пейзажной живописи мастера – лирический, отчасти романтический взгляд на мир. Он способен видеть поэзию даже в самых непоэтических местах («Краснодарский Шанхай», 2009 г.).

В первый период творчества (1960 – 1980-е годы) художник работает в традициях реалистической и импрессионистической живописи и графики. Он создает камерные портреты своих близких, городские пейзажи Краснодара и кубанские сельские ландшафты, натюрморты, тематические композиции в технике линогравюры и экслибрисы.

Его портретное искусство («Жена Ольга», 1964 г., «Алла – двоюродная сестра», 1967 г., «Дочь Галина», 1967 г.) этого периода дышит гармонией и отчасти эстетством. Сродни портретам любимых женщин – цветочные натюрморты, в которых присутствует созерцательное отношение к миру, способность создавать прекрасное и любоваться им. Женщины и цветы для художника представляют собой две ипостаси одного целого.

Гравюры на линолеуме – вершина творчества Савенко. Эта большая серия работ, в которых представлен эпический образ эпохи 1970 – 1980-х годов. Они разнообразны по темам и сюжетам. Художника интересует социальная и приватная жизнь его современников – новороссийских рыбаков и рабочих Новороссийского цементного завода, колхозников в станицах, молодых влюбленных на свидании. Море, горы, степи, село, город становятся не просто фоном, на котором происходят события, но и сами активно включены в жизнь людей («Посевная», 1973 г., «Путина», 1978 г., «Полевые работы», 1973 г.).Сюжеты, которые избирает художник, продиктованы самой жизнью, в их суровой черно-белой графике есть что-то близкое к документальному кино тех лет. Человек труда – главный обобщенный персонаж этих работ, выступающий как часть всеобщего движения вперед, к светлому будущему.

         Будучи уже зрелым мастером, Сергей Савенко начинает создавать большую серию линогравюр и живописных работ, посвященных Великой Отечественной войне. Профессиональный военный, более десяти лет отдавший службе в армии, он хорошо знал быт и нравы советских солдат и офицеров. Мальчиком, пережившим немецкую оккупацию, он сумел почувствовать и горечь поражений, и радость Победы. Все это стало содержанием его картин («Фронтовые дороги», 1990 г., «Партизанская тропа. «Затишье», 1993 г.). В некоторых работах для большей выразительности художник пользуется языком сюрреализма («Загубленные души», 1996 г.). В линогравюрах, как правило, представлены батальные сцены («Солдатские дороги. Наступление», 1973 г., «Снова в бой, штрафбат», 1972 г.), воссозданные с документальной точностью.

 С 1990- х годов в творчестве художника возникают новые темы и жанры, модернизируется язык. Его реакция на очередную русскую революцию скорее негативная, но это приводит к большему пластическому разнообразию его стиля. Он ищет новое в творчестве, а сюжеты, как у подлинного реалиста, рождаются из самой жизни. Уходит возвышенно-романтический взгляд на мир, на его место часто приходят ирония и гротеск, образы становятся более динамичными и яркими. Художник начинает писать тематические картины, которые можно разделить на несколько серий: «Ню» («Цветы для Евы», 2000), «Пушкин и Наталья Николаевна» («Пред вечностью», 2004). Недостаток пластических находок в этих работах компенсируется искренностью и непосредственностью.

Картины 1990-х отличаются яркой выразительностью, даже если он вспоминает избитые «колхозные» темы («Птичница. Полет», 1997 г., «Колхозницы. Уборка урожая» 1997г., «Гроза в степи» 1998 г.). Художника начинает волновать «женская» тема в переломную эпоху. Это особенно видно на позднем портрете его жены «Ностальгия. Ольга» (1995 г.), на котором образ горячо любимой жены приобретает уже не бытовой и лирический, а вселенский, метафорический характер.

Осмысление прожитой жизни и острых проблем современности оказалось невозможным без обращения к христианской теме («Сергий Радонежский», 1997 г., «Осмеяние Христа», 1997 г., «На Голгофу», 1997 г.), для воплощения которой художник обращается к эстетике символизма или русской иконы. Напряженный драматизм этих работ входит в контекст не только с жизнью отдельного человека, но и народа. «Наша жизнь – комета, – говорил художник, – кто-то оставляет след, а кто-то сгорает сразу». Именно об этом его поздний автопортрет 1991 года, где мастер видит себя умудренным жизнью философом, но главное – русским интеллигентом, для которого жизнь страны и народа приоритетны по сравнению с личными проблемами.

После смерти Сергея Владимировича Савенко осталось 500 живописных этюдов, 300 картин, акварели и линогравюры. Многие работы были проданы в частные коллекции в нашей стране и за рубеж.

Член АИС Татьяна СОКОЛИНСКАЯ

 

Фронтовые дороги, беседа. 43х27 1973г

 

Снова в бой, штрафбат. 73х40 1972г

 

Солдатские дороги, наступление.  35х50 1973г