Культура:

Страсти по «Пигмалиону»

29.01.2019

рецензия

1662

Перед нами – мир индустриальный. Огромные чугунные лестницы, по которым быстро и легко путешествует мужчина средних лет. Он кажется маленьким среди всего этого нагромождения. Нет, этот профессор фонетики Генри Хиггинс – не книжный червь: он – продукт эпохи развитого технического прогресса, эпохи позитивизма. Его библиотека, его жилище – не для академических трудов и размышлений. Это скорее фабрика, где он изобретает своего гомункулуса – нового человека. А за основу он берет материал с улицы – молодую торговку цветами Элизу Дуллитл, что говорит на кокни, языке лондонского простонародья. Задача Хиггинса – не из простых: научить Элизу правильно говорить.

Таков общий образ спектакля, премьера которого состоялась недавно в стенах Музыкального театра Краснодарского творческого объединения «Премьера» имени Л.Г. Гатова. Его автор – режиссер-постановщик Александр Мацко. Несколько месяцев назад он взялся за воссоздание одного из лучших американских мюзиклов Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди». Для Краснодара это произведение – знаковое. Не единожды здесь (правда, тогда это был театр оперетты) шло это представление. Как мне кажется, сегодня – решение несколько иное. Тогда, в конце 60-х, а затем в середине 80-х, была отдана дань именно музыкальной стороне произведения. По мнению тех, кто помнит (а, такие, слава богу, живы и здравствуют), он был энергичнее и короче. И была в нем любовь, душевный трепет, что искрой пробегал и по залу. Я тех спектаклей, увы, не видела; наверное, они были чудесны, зато очень подробно когда-то изучала пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион» – одну из лучших в творчестве великого английского драматурга. По ее сюжету и написан был мюзикл Лоу. Она, пьеса, только кажется чем-то простым и понятным. Ах, как смешно! Ах, как остроумно! А если копнуть поглубже, то всё окажется сложным до невероятия. В ней так легко запутаться.

Поэтому, скажем режиссеру, прежде всего, – спасибо за то, что он достойно справился со сложнейшим драматургическим материалом. Он не стал облегчать себе задачу, а внимательно изучил первоисточник. Местами кажется, что это вовсе и не мюзикл. Да, есть знаменитые музыкальные номера, но именно фабула, именно литературная первооснова становится здесь основополагающим моментом. И, как и в пьесе, остается открытым вопрос: а сколько, собственно говоря, здесь любви? И любовь ли это или влюбленность ученицы в мастера, а с его стороны – попытка не остаться без любимой забавы, к которой он так привык. Да, есть финальный поцелуй, но не прощальный ли он?

Основой интриги становится пари двух взрослых интеллектуальных мужчин –  Хиггинса и полковника Пикеринга. Надо отметить вполне слаженный дуэт двух первоклассных профессионалов, заслуженного артиста Кубани Владислава Емелина и Андрея Трегубова. Хью Пикеринг последнего как раз и несет основную нагрузку по части юмора. Андрей-Хью – блестящий ведущий, мастер жанра в духе КВН, давно снискал себе популярность в молодежной среде. Как он попал в мюзикл, я не знаю, но на большой сцене и в крупной серьезной форме не растерялся. Вообще «растерянность» – это как-то не про него. Отрадно другое: будучи ярким представителем фарсового жанра, он не ушел в комикование, в череду феерических, но пустопорожних приколов. Не тот случай. Он попытался передать именно стильность, полновесность, интеллектуализм парадоксов Шоу. У Емелина есть обаяние, но и какая-то холодноватая отстраненность героя. В его героя можно влюбиться на время, но долго пребывать в иллюзиях не получится. Создается ощущение, что внимательное отношение к автору им очень даже свойственно.

Кажется, в этом спектакле все на своих местах. Элиза Татьяны Ереминой – молода, дерзка, красива, и, честно говоря, с течением времени мало меняется. Становится ли она великосветской дамой, или остается всё той же девочкой с улицы – простодушной, чистой душевно, отчасти вульгарной, которую именно такой принимают за икону нового стиля молодые представители бомонда, такие, как Фредди Артема Агафонова? Он полон пыла и обаяния. А еще этот летящий, чарующий голос. В ряде постановок этот персонаж выглядит второстепенно, и как-то неубедительной кажется мысль Шоу, высказанная после написания пьесы, что именно Фредди, а не Хиггинс, составит личное счастье Элизы. Здесь в это веришь. Хотя были и у нас выдающиеся Фредди. В 1968 году эту роль сыграл Владимир Генин, ныне заслуженный артист России, герой труда Кубани. Позднее, в 1985 году, он сыграл Пикеринга, в то время как наш первый обладатель «Золотой маски», народный артист России Юрий Дрожняк, сыграл роль Хиггинса. Замечательно составленная программка – буклет к новому спектаклю дает нам возможность составить представление не только о нынешней постановке, но и о предыдущих, а также заглянуть в историю написания пьесы и судьбу мюзикла, рожденного в 1956 году. Пьеса же появилась в канун первой мировой войны, в год гибели «Титаника», – в 1912 году. Она собой как бы открывает «некалендарный» ХХ век. Он породил новых персонажей, в которых уже в гротесковой форме представлены манеры предыдущего, девятнадцатого, столетия.

Каскадная энергетика мисс Пирс (заслуженной артистки Кубани Карины Петровской) ошеломляет публику. В зале постоянно присутствует смех, причем его происхождение замешано именно на знаменитых парадоксах Шоу. Что радует. Публика реагирует не на комическую или фарсовую ситуацию, а именно на блестящий литературный контекст. И поведение мисс Пирс, равно как и Пикеринга, – тому причиной. Она – носительница высокой английской морали, а на деле ведет себя еще менее адекватно, чем Элиза. В этом противоречии и спрятана природа смешного. Пикеринг – тоже персонаж странноватый: ученый, военный, светский человек – да кто же он, в конце концов? В нем тоже всё перемешано. Стремится ли он выиграть пари (научит или не научит за полгода Хиггинс Элизу правильно говорить и действовать в новых предлагаемых обстоятельствах), или жаждет проиграть? Может быть, он тоже влюблен в свою юную протеже? Кажется, он больше других жаждет ее преображения. Эта сложная игра весьма увлекательна.

Это всё – драматургия. А есть ли мюзикл? Пожалуй, более всего он проявляется в той части, что отдана на откуп Альфреду Дулиттлу, которого блестяще исполнил заслуженный артист Кубани Алексей Григорьев. Светские рауты, скачки всё это, конечно, интересно, но, когда мы оказываемся в средоточье простого народа, – вот тут-то и начинается подлинное веселье. Тут как раз режиссер проявил в полном объеме свои таланты балетмейстера-постановщика. Это какой-то безудержный карнавал, у которого королем является папаша Дулиттл сотоварищи. Это знаменитое трио, всё построенное на вокале, движении, сложном танце и есть квинтэссенция данного синтетического жанра. Вся эта многоплановая и многоголосая кутерьма и делает этот жанр столь привлекательным. Есть особое ощущение – оказаться внутри этого карнавала жизни и забыть про сегодняшнее свое существование.

И всё это было бы неполным, если бы не замечательные по яркости и стильности костюмы Андрея Климова и сценография Анастасии Глебовой. Но спектакль – не обязательно красивенький. Есть в нем и тревожные ноты. Может быть, какая-то жесткость присутствует в сцене обучения Элизы, когда героиня сидит в «кабинете» из прутьев, как бы подвешенном или, как застенок, вмонтированном в подполье огромной конструкции. Да не клетка ли это – совсем золотая, в которую попадает девочка с улицы? Ей там явно некомфортно, она протестует, что соответствует по мысли знаменитому зонгу. Удивительно то, что всю эту композицию, подчас жесткую, создала женщина-художник.

Во всем остальном Музыкальный театр давно стал зоной комфорта для публики и для представителей прессы. Последние были отмечены отдельно. Заканчивались новогодние праздники, и вот 18 января театр собрал на пресс-конференцию друзей театра – журналистов. Но это оказался праздничный концерт, с посиделками, где были вручены благодарственные письма, сказаны добрые слова, где под брызги шампанского выступление камерного оркестра сменяли «звезды» театра – такие, как народный артист России Вячеслав Егоров, заслуженные артистки Кубани Марина Шульга и Гульнара Низамова, солисты Максим Рогожкин и Ольга Жарикова. А вечер элегантно и деликатно провела и.о. генерального директора Творческого объединения «Премьера», заслуженный журналист Кубани Валерия Полторанина. Всё было умно, трепетно и глубоко театрально. Что бывает совсем не часто.

Елена Петрова, театровед.