Культура:

Странствия во сне и наяву

21.11.2017

28 ноября открывается ретроспективная выставка краснодарской художницы Натальи Самгиновой «Странствия во сне и наяву»

2658

В «Художественной галерее «Сантал» 28 ноября открывается ретроспективная выставка краснодарской художницы Натальи Самгиновой «Странствия во сне и наяву». В экспозицию входят 45 живописных работ: пейзажи, портреты, натюрморты, созданные художницей за 20 лет. Выставка посвящается российскому празднику Дню матери. Наталья Самгинова сама – многодетная мать: у нее пятеро детей.

Наталья Самгинова родилась в 1954 году в Кисловодске. В 1976 году окончила театральное отделение Краснодарского художественного училища, а в 1984 году – художественно-графический факультет КубГу. С 1976 по 2003 год работала художником-постановщиком на Краснодарском краевом телевидении. С 1999 года – член Союза дизайнеров РФ, с 1993 года – член Союза кубанских художников.

Наталья Самгинова принадлежит к немногочисленной части краснодарских художников, развивающих неоромантическое направление. Ее эстетические пристрастия сложились еще в пору студенческой юности, в значительной степени под влиянием одного из лучших акварелистов Кубани Георгия Михайловича Кошельникова (1926–1999), который был против любой конъюнктуры и отстаивал право художника быть самим собой. Будучи реалистом, он во всем искал красоту и не любил писать заводы. По его словам, от дымящихся труб невозможно испытывать эстетическое удовольствие. Искусство должно радовать душу – это эстетическое кредо мастера стало определяющим и для Натальи, которая во всем стала искать гармонию и совершенство. В годы учебы она не могла понять, что такое цветовые тональные отношения. Г.М. Кошельников объяснял просто и образно: перед вами помидоры за три рубля и за пять, но выбирать нужно среднее.

Искусство Натальи Самгиновой изначально было основано на тонких нюансах, ее образная система лирическая, близкая поэзии. От юношеских импровизаций с акварельной техникой у нее сохранилось стремление к тихому созерцательному отношению к миру. Поэтому и среди представителей мирового искусства для нее близки художники с интеллигентным, ясным и непротиворечивым взглядом на искусство: Федор Васильев, Валентин Серов, представители «Мира искусства», Боттичелли, Анри Матисс, Клод Моне.

В пору работы на телевидении Самгиновой приходилось заниматься дизайном, писать декоративные абстрактные полотна, но она не воспринимала абстрактное искусство как самодостаточное. Необходимость искать красоту в природе стала альфой и омегой ее творчества. «И сейчас к реализму я только стремлюсь», – говорит художница.

Значительную часть работ она создает в окрестностях Кисловодска – в местах ее детства. Железнодорожная станция с многозначительным названием «Минутка» – так называется та малая Родина, которая стала отправной точкой для жизненных и творческих странствий художницы. Именно здесь создаются серии поэтических весенних пейзажей: цветущие сады, чуть зеленоватые от молодой листвы, горы в бело-розовом тумане. Художница наследует романтическую идеализированную линию пейзажной живописи, в которой типизация создается путем отказа от мешающих деталей в самой натуре. Действие ее картин часто происходит «между небом и землей».

Другое направление ее творчества – городские краснодарские пейзажи, иногда написанные из окна мастерской («Улица Одесская». 2011. Холст, масло. 60х40, «Уходящая гроза». 2004. Пастель. 60х40). В этих работах присутствует жанровое начало, в котором преобладают любимые ею подробности городского ландшафта: улицы, скверы, архитектурные сооружения, людской движущийся поток. Кавказская серия пейзажей («Чигем». 1999. 75х84, «Домбай». 2000. 95х95), наоборот, монументальная, обобщенная, лаконичная. Здесь земля встречается с небом, и нет места ничему суетному и мелочному. Кавказские мотивы мыслятся как воплощение романтической души, стремящейся к подлинности бытия.

Краснодарский край, Кавказ, Подмосковье – любимые места ее путешествий по России. Создавая по материалам путешествий серии графических и живописных работ, Самгинова работает как этнолог и этнограф, ее интересует жизнь людей, живущих в гармонии с окружающей средой. Она пишет не только пейзажи, по материалам поездок в мастерской возникают композиции.

Самгинова – русский странник, с одной стороны, ощущающий величие и просторы родной земли, с другой, – воспринимающий как близкие сердцу путешествия в европейские и восточные страны – Италию, Норвегию, Индию, Турцию, Таиланд, Камбоджу. Ее восхищает красота норвежских ландшафтов, бережное отношение жителей Норвегии к природе, превративших почти всю страну в заповедник («Согне-фьорд. Норвегия». 2015. Холст, масло, «Хардангер-фьорд». 2016. Холст, масло). Художница ищет общее и различное между городскими ландшафтами Рима («Рим. Парк Боргезе». 2010. Холст, масло) и индийскими и камбоджийскими пейзажами («Индия. Кола – речка в джунглях. 2014. Холст на картоне, «Штат Гоа, плато Кальва». 2014. Холст на картоне, «Влажная Индия». 2014. Холст на картоне). Природа и культура – вот главные ценности Натальи Самгиновой. Именно это она находит в руинах Вечного города и патриархальных нравах жителей Камбоджи, живущих в домах, построенных на воде и передвигающихся от одного дома до другого на лодках («Озеро Тонлесап». 2015. Холст, масло. 60х80).

Художницу интересуют не только красивые экзотические ландшафты, но и люди, живущие по иным, чем в России, законам. Поэтому она старается создать как можно больше акварельных этюдов, запечатлеть разнообразные жанровые сцены, чтобы потом, в мастерской на их основе написать картины, из которых затем будет создана одна. Именно так создавалась работа «Девочка на канате. Пляж в Гоа» (2014. Холст, масло). Образ маленькой циркачки, которая дает представление прямо на пляже, возник из серии акварелей, которые удалось написать быстро, пытаясь уловить наиболее выразительные движения девочки на канате.

Путешествия – важная часть жизни Натальи Самгиновой. Но есть и другой, может быть, более важный источник творчества, что рождается из прочитанных книг, фантазий и снов, из духовного родства с близкими людьми – мамой, отцом, друзьями. Иногда композиции снятся, а потом она видит аналогичный ландшафт в реальности. Именно так создавалась работа «Сновидение» (2010. Холст, масло. 60х50). Сначала ей приснилось, что плывет она на лодке под парусом по реке, которая впадает в море. Потом в Турции увидела пейзаж, похожий на ландшафт, который приснился. Мистическая связь с матерью воплотилась в работе «Ожидание» (2016. Холст, масло. 50х60). Сюжет тоже был из ее сна: художница увидела себя девочкой, оказавшейся перед забором, между досками которого – свет. В память о матери написана работа «Мой ангел» (2014. Бумага, пастель, 24х45). Портрет – картина «Когда мама была молодой» (2017. 50х10) основана на старой фотографии 1950-х годов и стилизована в духе этой эпохи. В образе женщины, окруженной декоративным ковром из цветущих яблонь, важны личностные ассоциации художницы, ее отношение не только к матери, но и к собственному утраченному времени детства и юности.

В отличие от многих краснодарских художников, для Самгиной историческое время чрезвычайно важно. И она словно ведет диалог с прошлым и будущим («Портрет дочери». 2010. Холст, масло. 60х60). Даже в натюрморте «Мое наследство» (2011. Холст, масло. 50х60) изображает не просто антикварные предметы, но через вещи воссоздает образ жизни своей семьи. Можно сказать, что многие натюрморты – больше, чем naturemorte в современном понимании. В них присутствует многоплановый, метафорический смысл. Работа «Ранний снег» (Холст, масло, 2016, 60х80) была написана в Кисловодске осенью, в саду, где после первого снега сама природа создала не совсем реальную, отчасти мистическую атмосферу. Утопленные в снегу букет цветов, бокал с молодым вином, фрукты на фоне заснеженного, но еще зеленого сада – все это воспринимается как символ полноты жизни в предчувствии неизбежно надвигающейся зимы.

Портретная живопись художницы весьма разнообразна: парадные, интимные, переходящие в тематические композиции с элементами фантастики. Сюжетная композиция «Мой папа считал подсолнухи самыми красивыми цветами на свете» (2014. 60х80) представляет собой изображение своей семьи в трех поколениях. Стилизованная под старинную фотографию, картина наполнена теплым чувством по отношению к деду, отцу, бабушке. Она написана по рассказам отца, восхищавшегося прелестью цветущего подсолнечного поля.

Портреты родственников, друзей – художников, журналистов, коллег по работе на телевидении, автопортреты – все они не бытовые и иногда не лишенные экзальтации. Это портрет журналиста, руководителя ГТРК «Кубань» В.В. Рунова с романтическим названием «Корсар» (2009, Холст, масло, 95х110), портрет директора Научно-исследовательского института прикладной и экспериментальной экологии Л.П. Ермака (Портрет эколога». 2011. Холст, масло, 80х60), портрет А.А. Миньковой – в то время главного редактора Нового телевидения Кубани (2008. Холст, масло, 50х40).

«Портрет Нагорного» (2009. Холст, масло. 60х80) – наиболее сложный и разноплановый. По жанру это портрет-картина, в которой сочетаются черты парадности и интимности, психологизма и репрезентативности. Образ известного краснодарского графика, в творчестве которого присутствуют две главные темы – женщины и природа, – близок самой Самгиновой своим созерцательным, романтическим взглядом на мир. Автопортрет в цветах («Уходя, оставляю цветы» 2004. Холст, масло. 60х60) – по замыслу и композиции приближает нас к эстетике Серебряного века, в которой были сильны концепции философии пантеизма.

Наталья Самгинова обращается не только к настоящему, но и к прошлому – истории и культуре, быту и нравам. Работа «Хата казака» (2007. Холст, масло. 60х80) создана по эскизу мужа – художника Евгения Ивановича Самгинова. Она отличается по языку и теме. Фактурное письмо, теплый колорит, изображение традиционной архитектуры кубанских казаков рождает чувство ностальгии по прошлому, по ушедшей в небытие жизни наших предков.

Есть ряд работ, в которых историческое и мифологическое прошлое актуально пересекается с настоящим. Тема женского самоопределения и равноправия важны для нее, поэтому не могли не заинтересовать главные «феминистки» античности – амазонки, которые, по утверждению Геродота, жили на территории нынешнего юга России. Картины «Амазонки» (2016. Холст, масло. 70х90) и «Амазонка и скиф» (2015. 60х80) созданы под впечатлением «Истории России» историка-эмигранта, сторонника теории евразийства Г.В. Вернадского и под влиянием идей президента Краснодарского краевого культурно-исторического Центра ЮНЕСКО В.В. Литвина, который много лет занимается темой исследования реального существования амазонок. Художница несколько модернизирует образы древних жительниц нынешнего юга России. Они в ее исполнении не столько воительницы, сколько спортсменки – стройные, подтянутые, сексуальные, но главное – свободолюбивые и независимые. Использование языка классицизма и романтизма не делает эту работу аутентичной, она вполне современна и позиционирует образ современной женщины.

Для Натальи Самгиновой искусство – это тайна, постигать которую нужно всю жизнь. Она разгадывает эту тайну, идеализируя человека и природу, историю и современность. Вера в лучшие качества личности, широта интересов, разнообразие тем и сюжетов делает ее творчество интересным для самой широкой категории любителей живописи. Лирическое видение мира, вдохновленное сентиментальными идеалами прошлых эпох, когда на первый план выступали ценности семьи, любви, красоты, является основой ее творчества, главной человеческой стратегией.

Член АИС Татьяна Соколинская