Культура:

Родники

22.03.2017

Хранитель Кубанской народной песни Виктор Артемье

2250

Хранитель Кубанской народной песни Виктор Артемьев

Традиционная народная культура и, прежде всего, народная песня, является хранительницей и выразительницей народного самосознания. Это аксиома, не требующая доказательств. Но вместе с тем именно народная культура постоянно подвергается незримому разрушению. Не умышленно, конечно, хотя, безусловно, не обходится и без этого. Но под воздействием всевозможных мировоззренческих и идеологических поветрий «цивилизации». «Цивилизация и культура» – это извечное, ничем не устранимое противостояние. «Цивилизация» как бы мстит культуре за то, что ей не дано в такой полноте и преемственности постигать духовную сущность человека.

А потому и кажется, что над народной культурой, над народной песней вечно висит опасность её уничтожения. Со временем осозналось, что беспокойство за судьбу народной песни, печаль о ней и есть то, что её удерживает в урбанистической жизни, подверженной всевозможным вселенским ветрам.  

И всё же к концу миновавшего века традиционная народная культура вошла в какую-то ранее неведомую полосу её затухания. Казалось, что «цивилизация» отмстила-таки народной культуре, окончательно подавив её. С ужасом думалось о том: неужели окончательно?.. Понималось, конечно, что, скажем, народная песня живёт до тех пор, пока есть талантливые одарённые люди, её хранители, живущие песней. Но где им взяться под этим незримым, но невыносимым игом глобализации… Казалось, что такие люди ушли из нашей жизни навсегда… Ведь записывать песни в своей родной станице Старонижестеблиевской я закончил где-то в 1986 году, в поколении моих родителей, людей 1920-х годов рождения. Нет, песня всё ещё жила. Но того её стихийного бытования, какое я застал, уже не было…

Так я думал до тех пор, пока не познакомился с Виктором Артемьевым, моим станичником, в ту пору ещё совсем юным, который был намного моложе моих детей. В нём я заметил любовь к народной песне, искреннее желание постичь её глубины, истинную преданность ей.

Виктор Артемьев родился 1 декабря 1993 года в станице Старонижестеблиевской на Кубани. Род его казачий, певучий. Потомок черноморских казаков по обеим родословным линиям. Витя с раннего детства слышал народные песни из уст своих родных, когда те собирались за большим семейным столом. Подрастая, он и сам стал принимать активное участие в семейном пении, брал первым голосом, «выводил». Кладезем народных песен и традиций, «корнем рода», как говорит сам Витя, является его прабабушка Зоя Ильинична Троян (в девичестве Шепель). В этом году ей исполнится 89 лет. В том её особая заслуга, что правнук рос в «песенном заповеднике» и впитал в себя любовь к традиционной народной культуре.

Из поколения в поколение, из рода в род переходят традиции, обычаи, песни. Много лет назад в хате его прапрапрадеда Здоровца Федота Яковлевича первой песней «Зибралыся вси бурлакы до риднойи хаты» зачиналось пение народных песен. Продолжили петь в поколениях Тараны, Зоренки, Трояны. Пели, чтобы, быть может, через много лет их голоса, талант, песни воссоединились в одном их потомке – Викторе Артемьеве. Заслуга ближайших родственников состоит в том, что, наконец-то, они первые за более чем двухсотлетнюю историю существования станицы осознали, что своих наделённых природной музыкальной даровитостью чад надо обучать профессиональной музыкальной грамоте.

Чтобы развить профессиональные способности Вити к музыке и пению, в 2001 году родители отдали его в детскую школу искусств им. Г.М. Концевича станицы Старонижестеблиевской. В ней он занимался у талантливых учителей: директора школы, заслуженного работника культуры Кубани Г.И. Сухаревой, учителя по народному хору Т.А. Соловаровой, Л.Н. Толкачёвой, Г.А. Сокол. Уже в следующем, 2002 году, он становится Лауреатом I степени районного конкурса исполнителей народных песен. На протяжении пяти лет обучения в ДШИ Витя неоднократно становился победителем многих конкурсов. Как и его ровесники, он думал о скорейшем окончании школы и о том, чтобы поступить в технический вуз, получать, действительно, «профессию». Ведь родители понимали, что песней себя не прокормишь. Всё, вероятно, так и случилось бы, если бы не один случай, который превратил двенадцатилетнего мальчика во взрослого, способного самостоятельно принимать решения парня.

В 2006 году в составе вокального трио под руководством Л.Н. Толкачёвой Виктор выступал в концерте, посвящённом Дню работника культуры в станице Полтавской. Именно там заметила его талант, самобытность исполнения песен главный хормейстер СОШ-интернат народного искусства для одарённых детей им. В.Г. Захарченко заслуженный работник культуры России, Украины и Кубани Валентина Ивановна Ярешко. Она предложила Виктору стать её учеником в Краснодарской школе народного искусства для одарённых детей. После долгих размышлений и сомнений (напомним, тогда ему было всего 12 лет!) родители сделали трудный выбор и Виктор стал учиться в Краснодаре. Как теперь сам он вспоминает, тот переезд, оставление отчего дома тяжело им переживались. Но время шло, и жизнь сама задавала нужный ритм.

Ритм жизни в то время, и как выяснилось, во все последующие годы, что называется, был бешеным. Городская жизнь в корне отличалась от сельской. В ней не было домашнего уюта, тихих семейных вечеров, игр со сверстниками и т.д. Было нелегко, ведь родную мать заменила квартирная хозяйка, правильность того или иного решения ложилась на собственные плечи, да и разные личные хлопоты тоже. А ведь хоть иногда, но хотелось и погулять, и пошалить, и пробежаться по улице галопом. Но, как признаётся герой нашего рассказа, он всегда понимал, ради чего все эти жертвы, эти ущемления – ради большого, настоящего искусства. Того искусства, которое он видел неоднократно на сцене Концертного зала Кубанского казачьего хора, спутником которого и является школа народного искусства им. В.Г. Захарченко. Одним из запоминающихся моментов во время учёбы в школе стало знакомство Виктора с народным артистом России Виктором Гавриловичем Захарченко. Как вспоминает это Виктор: «Это было в 2008 году на концерте Кубанского казачьего хора в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве. Виктор Гаврилович сам подошёл ко мне, протянул руку и спросил: «Виктор?» Я с перепугу ответил: «Да». Так и познакомились. Тогда он лестно отозвался о моей харизме, голосе, но сказал, что пение сольно или в хоре, это не предел. Нужно думать об искусстве народного пения шире и мыслить себя дирижёром. Тогда я раз и навсегда решил, что обязательно стану дирижёром».

За большие успехи в области народного искусства в 2010 году Виктор стал обладателем премии департамента культуры Краснодарского края для талантливых детей и творческой молодёжи, получил которую из рук тогдашнего министра культуры края Н.Г. Пугачёвой. А ещё через год имя Виктора Артемьева было внесено в энциклопедию «Лучшие люди России» в разделе «Им принадлежит будущее». За годы учёбы в школе в составе коллектива В.И. Ярешко он пел на лучших концертных площадках России и стран Ближнего зарубежья. Так, неоднократно выступал на сцене Государственного Кремлёвского дворца и в концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве, в Национальном дворце искусств «Украина» в Киеве и др.

Окончив СОШ-интернат народного искусства для одарённых детей им. В.Г. Захарченко в 2011 году, Виктор поступил в Краснодарский государственный университет культуры и искусств на кафедру народного хорового творчества. В стенах вуза у него проявились лидерские качества; был делегатом разных университетских собраний, постоянным участником научно-практических конференций. Именно в составе фольклорно-этнографической экспедиции под руководством кандидата искусствоведения, доцента С.А. Жигановой Виктор впервые окунулся в мир фольклористики, собирания и изучения аутентичного фольклора. Он настолько проникся собиранием фольклора, что принимает решение писать диплом на тему «Музыкальный фольклор хутора им. Крупской Краснодарского края». Хутор им. Крупской, когда-то называвшийся Гарькушин Кут, находится в шести километрах от станицы Старонижестеблиевской. Он возник в результате переселения нескольких богатых казаков из станиц Старонижестеблиевской и Староджерелиевской. Видимо, и моих предков, так как девичья фамилия моей мамы была Гарькуша. В этом хуторе на протяжении двух лет он записывал у старожилов песни, обряды и рассказы о жизненном укладе и быте казаков.

В 2014 году Виктор стал победителем ежегодного конкурса «В десяточку», проводимого газетой «Голос правды». Тогда о нём вышла статья в рубрике «традиции». «О Викторе Артемьеве, как о талантливом артисте, исполнителе народных песен, газета писала не раз. Интересным оказалось другое: Виктор, вдобавок ко всему, решил посвятить свою жизнь народному искусству, фольклору и занялся собиранием старинных кубанских песен, обычаев и традиций. И не только в нашем, но и в соседних районах, да и по всей Кубани. Таланты просто так не рождаются. В том, что у нас появился молодой и подающий надежды фольклорист, есть некий символический смысл: Виктор Артемьев как раз из той станицы Старонижестеблиевской, которая дала Кубани выдающегося композитора и собирателя народного искусства, первого художественного руководителя Кубанского казачьего хора Г.М. Концевича» («Голос правды», 03.01.2014 г.).

Получив степень бакалавра в Краснодарском государственном университете культуры и искусств, Виктор решает поступать в магистратуру, и не куда-нибудь, а в столицу, в Российскую академию музыки имени Гнесиных, чем и осуществил свою давнюю мечту.

Трудно было привыкать к вечно белому московскому небу, к отсутствию лучей солнца и «звона тополей», чем изобилует кубанская земля. Да что говорить, и средства к жизни тоже надо было где-то искать. Работать пришлось в ресторане, петь за гроши. Но, к счастью, благодаря своему таланту, харизме, коммуникабельности, Виктора совсем скоро пригласили в ансамбль народной песни «Любо-Мило». Это молодой, но уже достаточно успешный коллектив из молодых артистов-профессионалов, которые завоёвывают столичные сцены. Жить стало легче и интересней. С новым коллективом Виктор побывал в Греции, в Черногории и в Сербии.   Будучи студентом РАМ им. Гнесиных, Виктор Артемьев продолжает участвовать и побеждать в различных конкурсах и фестивалях разных уровней, чем совершенствует свой профессионализм. Так, в 2016 году он стал лауреатом I степени VI Всероссийского фестиваля-конкурса народно-певческого искусства «Вечные истоки» (г. Москва), лауреатом I степени Всероссийского фестиваля искусств на приз народной артистки России Людмилы Рюминой и, наконец, обладателем Гран-при IX Всероссийского фестиваля-конкурса народного искусства «Хранители наследия России».      В этом году Виктор заканчивает академию музыки и продолжит творить искусство и служить ему за пределами стен учебного заведения. Я верю в настоящую творческую судьбу Виктора Артемьева. И в этом меня убедил один его поступок, на какой может решиться далеко не каждый из нас.

Однажды на правах старшего и по праву литературного критика я решил составить «протекцию» моему одарённому станичнику, сказать о том, что в станице выдающегося Г.М. Концевича появилось «молодое дарование», художественному руководителю Кубанского казачьего хора Виктору Гавриловичу Захарченко. Надо отдать ему должное, оказывается, о даровании он знал и сразу назвал его имя: «А, Витя Артемьев, знаю, конечно...». А потом Виктор Гаврилович сказал, что всё хорошо, всё прекрасно, но есть одно препятствие – произношение… Сам Виктор Артемьев об этом «препятствии» знал, глубоко переживал его. И тогда решился на этот шаг – на операцию. Не знаю, как и какие там гланды ему рвали, но после хирургического вмешательства произношение его было поправлено…        Этому его поступку я придаю значение исключительное, так как по опыту знаю, что судьба каждого творческого человека складывается из двух составляющих. Из того, что ему дано свыше, и из того, как он сумеет распорядиться своим дарованием, сумеет ли «сделать» самого себя… Ведь подающих надежды много, но не все их оправдывают: «Много нас, красивых, юных, статных, умирает, не любя…» (А. Блок). Виктору Артемьеву несомненно дано свыше. И он, как увидели, умеет «делать» себя, осознавая свой талант не только как право, но и как обязанность и ответственность. Это и вселяет надежду на его настоящую творческую судьбу.

Пётр ТКАЧЕНКО, литературный критик, публицист, прозаик, издатель авторского альманаха «Солёная Подкова», г. Москва – станица Старонижестеблиевская