Культура:

Послание в будущее

29.04.2016

Прошедшая в Майкопе выставка работ краснодарского художника Валентина Папко заставила по-новому взглянуть не только на полотна этого автора, но и почувствовать в них код, адресованный следующим поколениям

3248

Прошедшая в Майкопе выставка работ краснодарского художника Валентина Папко заставила по-новому взглянуть не только на полотна этого автора, но и почувствовать в них код, адресованный следующим поколениям.

 

            С 21 апреля по 12 мая 2016 года в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока проходит персональная ретроспективная выставка живописи заслуженного художника РФ Валентина Федоровича Папко, лауреата премии администрации Краснодарского края в области науки, культуры и образования (2005 г.), премии «Имперская культура» в номинации «Изобразительное искусство» (2014 г.), профессора, руководителя мастерской монументальной живописи факультета ХПА КГИК, автора нескольких тысяч работ — станковых, монументальных, графических. Валентин Папко — участник международных, республиканских, зональных и краевых выставок. На выставке, развернутой в двух залах музея площадью восемьсот квадратных метров, представлены 52 тематические работы и портреты, написанные кубанским художником за последние 15 лет.

            Приглашение Валентина Папко в столь престижный для художников музей не было случайным. Директор музея Н. З. Кушу еще на юбилейной выставке автора к его 75-летию, проходившей в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко, сделала художнику предложение о проведении выставки в г. Майкопе. И то, что выставка «Разные судьбы» Валентина Папко состоялась в канун Дня Победы, особенно важно, так как большая часть работ посвящена теме солдата-победителя.

            В торжественном открытии выставки приняли участие первый зам. министра культуры Адыгеи Васильева Н. А., заведующий отделом министерства культуры РА Шеуджен Б. С., директор ГУК «Картинная галерея» министерства культуры РА Берсиров А. С., председатель Союза художников Адыгеи Хуажев А. Д. До слез расчувствовала Валентина Папко директор музея Кушу Н. З., вручив художнику большой каталог Гелия Коржева, его учителя и наставника. Огромные залы музея были наполнены людьми разных поколений. Несколько искусствоведов одновременно проводили экскурсии, отвечая на многочисленные вопросы посетителей. Без преувеличения, выставка кубанского художника стала заметным явлением в культурной жизни соседней республики. Под выставку было отведено несколько просторных залов музея, что для кубанских художников давно уже является непозволительной роскошью.

            Гости из Краснодара, приехавшие поддержать прославленного кубанского художника: из Краснодарского художественного музея Ф. А. Коваленко Садыкова Д. Т., из «Художественной галереи САНТАЛ» Стрижова Н. А., студенты из института культуры, друзья-художники Алексей Паршков и Александр Аполлонов, — были приятно удивлены столь теплым приемом, неподдельным интересом к творчеству художника из Краснодара. К сожалению, у нас на Кубани подобные выставки давно уже не являются событием в культурной жизни, не пользуются вниманием чиновников от культуры, да и культурной общественности, если говорить честно. Здесь же был устроен настоящий праздник, отличающийся теплотой и искренностью, знаменитым кавказским гостеприимством и неподдельным интересом к творчеству художника.

            Валентин Федорович Папко родился 20 сентября 1939 года в станице Новоминской, его предки, украинские крестьяне, переселились в первой трети XIX века в степное Прикубанье, став черноморскими казаками. На уровне генетической памяти Валентин Папко унаследовал трепетное отношение к земле, не допускающее небрежного к ней отношения. Люди, живущие на земле, оплошности иногда называют «огрехами», то есть грехом против земли. Именно эту тему художник стремится выразить в своих работах, изображая сельскую патриархальную Кубань, живущую по вековым казачьим традициям.

            Все мы родом из детства. Оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. У Валентина Папко было детство, опаленное войной, полгода находился он с матерью в оккупации. Помнит сирень Победы, много цветов и великую радость, помнит, как женщины на руках несли солдат-победителей. Образы героев, запечатленные детской памятью, прошли с ним по жизни и стали красной нитью в его картинах.

            «В нашей семье не было художников,— вспоминает В. Папко.— Мои родители из народа. Отец — водитель, мать — крестьянка. Но какие они были творческие, одаренные натуры! Отец из обычных досок умудрялся сотворить изящную красивую мебель. А мама вдохновенно рисовала, хоть нигде тому специально не обучалась. Помню, было у нее тогда в наличии всего несколько цветных карандашей — жили-то небогато. Однажды она нарисовала мне, пятилетнему малышу, красочные джунгли: зеленые пальмы, озаренные пронзительными лучами солнца. Так тепло сразу стало и в комнате, и у меня на душе! Эти солнечные джунгли меня тогда поразили, навсегда врезались в память. У меня появилось желание взяться за карандаши и бумагу самому»,— так немногословно рассказал участникам выставки о своем детстве художник.

            Его жизненный путь заслуживает того, чтобы пристальнее вглядеться и понять, как формировалась творческая личность. В 1957 году Валентин Папко поступил в Пензенское художественное училище, затем перевелся в Краснодарское художественное училище, которое окончил в 1963-м.

            В 1970 году окончил отделение монументальной живописи (мастерскую народного художника СССР Г. М. Коржева) Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). Подарком судьбы воспринял кубанский студент учебу у Гелия Михайловича Коржева, профессора-преподавателя Строгановки. Встречу со своим великим учителем и созданными им образами В. Ф. Папко считает главной удачей своей творческой биографии. Не забыл он и его напутствия: «Желаю вам написать одну хорошую картину в своей жизни». Тогда молодой художник не понял, какой глубинный смысл вложил наставник в эту фразу. Уже став художником, умудренный жизненным опытом, Валентин Папко понял, что объективную оценку работам любого творца дает история. Если картина прошла проверку временем, продолжает волновать поколение за поколением, значит, она представляет собой непреходящую художественную ценность.

            В начале семидесятых молодой, профессионально подготовленный художник-монументалист пришел работать в Краснодарский производственно-творческий комбинат. Валентин Папко выполнял престижные монументальные работы в Краснодаре. Это был период, когда критерием оценки произведения была идея. Для выражения своих идей художник должен владеть техникой ремесла, так как без техники он не сможет воплотить своего замысла. Сегодня В. Ф. Папко — признанный в крае мастер декоративно-монументального искусства. Он автор известных в Краснодаре и крае дизайнерских проектов внешнего и внутреннего оформления зданий: «История книгопечатания» (Декоративное панно. 1978 г. Мозаика, смальта. 3000 х 1900. Дом книги, г. Краснодар); «Распятое казачество» (Декоративное панно. 1991 г. Мозаика, смальта. 7500 х 27000. Музей семьи Степановых, г. Тимашевск); интерьер Народного театра в г. Ейске (1974–1974 гг. Энкаустика). Декоративное панно на Доме книги в Краснодаре стало одним из символов исторической части города, его визитной карточкой.

            В начале девяностых для успешного художника Папко наступили испытания. Больше 13 лет не занимался творчеством, выживал, продавал французам картины — тогда иностранцы скупали реализм оптом. Платили немного, но на жизнь хватало. В этой отчаянной ситуации приглашение в 1995 году на работу профессором-преподавателем монументального искусства в Художественно-промышленную академию Краснодарского университета культуры и искусств было настоящим спасением для художника. Станковыми работами социальной тематики Валентин Папко начал заниматься после 2003 года. Каждая его картина — удивительный рассказ, суть прочтения которого зависит от зрителя.

            «Художником трудно стать, им трудно быть, еще труднее остаться,— любит повторять Валентин Папко и добавляет: — Я дорожу свободой и возможностью исследовать души людей. Простых людей, на которых держится страна. Не на олигархах же она держится», —уверен художник.

            В. Ф. Папко один из немногих художников Кубани, обращающийся к социальным проблемам общества. Эстетика В. Ф. Папко последних десятилетий — это эстетика художника, существующего на территории постмодернизма в его социальном, не допускающем компромиссов направлении. Он соединяет в своем творчестве концептуальность современного искусства и традиции живописи соцреализма. Тепло, с уважением и гордостью пишет художник образы своих героев. В сельских пейзажах, в которых они живут, узнаются широкие просторы, величие природы Краснодарского края. Автор глубоко убежден, что в просторах России — великая воспитательная сила.

            Творческое наследие Папко воспринимается как многотомное собрание произведений, в котором каждая картина, являясь самостоятельным произведением, воспринимается как глава единого произведения под названием «Жизнь послевоенного поколения». Ясно одно, что Валентин Федорович адресует его не только своим современникам, но и тем, кто придет за нами.

            Талант художника и общественная значимость творческой и педагогической деятельности В. Ф. Папко позволяют поставить его имя в ряд выдающихся мастеров отечественной монументальной и станковой живописи.

            Высокая тема народности, художественная правда позволяют говорить о Валентине Папко как о подлинно народном художнике.

            Говорят, что истинное искусство понятно всем. Смысл этих слов в очередной раз подтвердила состоявшаяся в Майкопе выставка работ Валентина Папко. Судя по реакции посетителей, его с полным правом можно назвать народным художником. Не по статусу, а по сути.

Нина СТРИЖОВА

Майкоп—Краснодар