Культура:

Души прекрасные порывы

01.03.2017

В доме творчества Владимира Высоцкого состоялся концерт артиста музыкального театра Евгения Туренко, который стал для любителей высокой поэзии именинами сердца

1312

В доме творчества Владимира Высоцкого состоялся концерт артиста музыкального театра Евгения Туренко, который стал для любителей высокой поэзии именинами сердца

Евгений Владимирович много лет проработал здесь, получил звание заслуженного артиста Кубани, сыграл множество ролей, среди которых такие, как Стефан в «Цыганском бароне», Мишка или в новой версии Микс в «Сильве», дядюшка Франсуа в «Фиалке Монмартра», длинная череда характерных простаков, забавных героев детских сказок. А еще есть блистательная работа Кучумова в спектакле - антрепризе по пьесе А.Н. Островского «Бешеные деньги». Он нужен был в театре всегда (сегодняшний день не исключение), хотя роли были хоть и небольшие, но наполненные энергией и правдой жизни.

Евгений Владимирович из тех артистов, кто постоянно находится в поиске. Ему мало того, что он делает на большой сцене: вот уже много лет я наблюдаю, как неустанно оттачивает он свой драматический и музыкальный таланты в собственных творческих программах, посвященных русской и советской поэзии. Дело это совсем не простое, как кажется на первый взгляд. Не случайно сегодня художественное слово звучит крайне редко. Это только на первый взгляд кажется, что этот простой жанр доступен каждому. Сколько я видела тщетных попыток облокотиться на него. А удачных работ в этой области почти и нет.

Евгений Туренко – приятное исключение. Он умеет работать со словом, делая его весомым, значительным и ярким.

Я много думаю, что случилось, куда исчезло искусство звучащего слова в последние десятилетия? Так бывает, что судьба одного артиста может навести на важную мысль. Думаю, что тайна сия сокрыта в жизни его поколения. Для человека, рожденного в самом начале Великой Отечественной, многое видится иным. В сентябре 2016 года артист отметил свое 75-летие. Считается, что дети, рожденные в эти годы, отличаются внутренней скрытой силой, которая сопровождает их всю жизнь. И место рождения нашего героя было поистине героическим– станица Крымская. В середине Великой Отечественной там шли страшные бои на печально знаменитой Голубой линии, в небе над которой с немецкими пилотами сражались лучшие советские летчики, включая самого Покрышкина. И вот на этом театре военных действий двухлетний мальчик впервые начинает осознавать себя. Наверное, ему тогда показалось, что так и выглядит жизнь с ее бесконечными взрывами, воем авиационных бомб.

Сегодня это стало темой артиста. В его послужном списке есть страничка, известная немногим. Чтецкая программа, посвященная адыгейскому поэту и журналисту Хусену Андрухаеву, погибшему в первые месяцы войны на Украине, была создана в 2004 году и, к сожалению, мало кем увиденное и услышанное. В ней есть такая тонкая пронзительная правда, музыкальность, любование стихом, что невозможно остаться равнодушным. Понятно, что за этим стоит что-то личное. И от этого, как мне кажется, выступление только выигрывает.

Сегодня на теме войны люди, плохо про нее понимающие, делают себе пиар, карьеру. Те же, кто действительно видели ее и пережили и на уровне инстинкта знают, как с этой темой обращаться, скромно молчат. Меня не оставляет надежда, что программа эта, которую, к счастью, довелось мне увидеть, ко Дню Победы будет возрождена.

Но не надо думать, что здесь все дело только в интуиции. Евгений Туренко профессионален как артист. Закончив в конце 50-х Краснодарский станкостроительный техникум, молодой парень, казалось, определился с профессией. Он стал инженером-конструктором на военном заводе. Но потом появилась увлеченность цирковыми трюками. Как выяснилось на концерте, он был, как было не редко в то время, страстно увлечен творчеством великого советского клоуна Леонида Енгибарова, с которым был лично знаком. Согласитесь, не часто люди так резко меняют свою жизнь. Молодой инженер на это решился. К тому же стимулом послужила творческая поездка в Венгрию на празднование 20-летия освобождения Будапешта, где его клоунада имела успех. После таких ощущений согласиться на обыденное молодому человеку трудно. Евгений Туренко поступает в Саратовское театральное училище, где учится рядом с известным ныне киноартистом Петром Зайченко. Дружба эта продолжается до сих пор. Здесь их ждали упорные, до седьмого пота тренинги: особенно трудно кубанскому парню давалась сценическая речь. Сказывался наш говор, напевность произношения, что в профессиональном театре лишнее. Но то, что тяжелым трудом было добыто тогда, работает и поныне. Евгений Владимирович прекрасно чувствует не только ритмику стиха, но и его второй план, особенность авторского строя. Александр Блок совсем иначе звучит в его программах, чем Владимир Маяковский. Я заметила, он не читает их вместе в одной программе, потому что каждому из них нужен свой особый камертон, для каждого нужен настрой.

В этот раз программа называлась «От Александра Пушкина до Владимира Высоцкого». Охват огромный, и что сюда можно вместить, а от чего следует отказаться, артист, я полагаю, решал долго и вдумчиво. Программе предшествовала огромная интеллектуальная работа, о которой зритель подозревать не должен. У него складывалось впечатление легкости и естественности. В «Маленьких трагедиях» Пушкина «Скупой рыцарь» на этот раз мы не услышали свойственных большинству исполнителей мелодраматических интонаций, почти завываний, что тянут за собой воспоминания о дурно понятом классицизме. История развивалась удивительно просто, как будто перед нами обычный человек в светлый, радостный миг своей жизни. Ведь он действительно думает, что встреча с сундуками, наполненными золотом, это встреча с прекрасным. И смерть страшит его лишь потому, что все это великолепие придется покинуть. От естественности и простоты тона абсурд кажется еще большим и каким-то тотальным. На веселой былинной ноте звучит его Лермонтов, где история о «Трех пальмах» становится еще более горькой и безжалостной на фоне первоначальной веселости и праздничности.

Есенин с его кабацкими мотивами кажется наиболее близким Туренко поэтом: ведь они оба из сельских мест и эта близость к почве, к первоисточнику роднит того, кто был поэтом и интерпретатором. «Сказка о русской игрушке» Евгения Евтушенко в числе любимых текстов артиста: его он читает с удалью и размахом. И, наконец, Владимир Высоцкий, обращение к истории великого мима Енгибарова, сопровождаемое воспоминаниями личного характера в тексте «Шут был вор: он воровал минуты…» Так почти два столетия русской поэзии проходят перед нами.

Евгений Владимирович, несомненно, человек по-настоящему интеллигентный, но при этом остается человеком почвы, земли, дитя войны. У него всегда есть аудитория: это курсанты, школьники, пенсионеры , студенты, члены союза театральных деятелей, все те, кому он бесплатно дарит свой талант. Есть еще песни. Артист любит их исполнять под гитару, которой он владеет виртуозно. Его музыкально-драматические программы на основе поэзии Блока и Маяковского заслуживают отдельной оценки: музыку к ним, как и к стихам Андрухаева, он писал сам. Но Высоцкий.. он не поет под гитару, представляя этого автора именно как поэта.

А еще Евгений Владимирович умеет быть благодарным. Когда-то много лет назад наш легендарный администратор, директор, писатель и фронтовик Дмитрий Павлович Вайль открыл для Туренко двери театра ветеранов сцены, может быть, дал шанс артисту с прекрасным голосом и особой доверительной подачей поверить в себя. И начался этот долгий путь в жанре моноспектакля. Артист не забывает об этом. Сегодня, кстати, есть повод вспомнить о великом Вайле, одном из создателей театра ветеранов сцены т/о «Премьера». В марте союз театральных деятелей делает вечер его памяти: ведь в этом месяце ему исполнилось бы 90 лет. Несомненно, не останется от этого события в стороне и Евгений Туренко.

Елена Петрова. Театровед.
Фото Анны Кравец. Сцены из спектакля «Бешеные деньги»