Экология:

Живем бездумно...

04.05.2016

Нравственный закон может остановить не только преступления против людей, но и против природы с помощью воспитания

2236

Дмитрием Медведевым было сказано, что необходимо сделать так, чтобы экологические нарушения были экономически невыгодны. В этом большая доля правды. Но все-таки, кроме экономических рычагов, в человеческом сообществе есть и нравственные. Ведь людей, например, нельзя убивать, даже если это экономически выгодно. И нравственный закон может остановить не только преступления против людей, но и против природы с помощью воспитания. Как мало делается нами в этом отношении! Что это: российское разгильдяйство, помноженное на чиновничью безответственность и жадность бизнеса? Куда исчез экологический задор широких масс? Появится ли фильм, подобный фильму Герасимова «У озера» об экологических проблемах Байкала или книга, подобная книге Распутина «Прощание с Матерой», о затоплении деревень? Экологических проблем нынче не меньше, чем в преддверии перестройки, и если нам все безразлично, то, наверное, мы – исчезающая нация?

Наше поколение вырастало в постоянном общении с природой, что нельзя сказать о нынешнем. Поэтому экологическое воспитание для нынешнего поколения особенно важно. Где экологическое воспитание детей в школе, факультатив в вузах, где популярная литература, фильмы об экологических проблемах? Профессиональные экологи разрабатывают нормы, но это должны быть не нормы выбросов, а нормы взаимоотношений с природой, это должны быть нормы такого воспитания, чтобы на одного желающего уничтожить дерево были сотни желающих это дерево сберечь.

И тогда наша страна будет процветающей и привлекательной для инвестиций. Экология – это «наука о доме», а только в хороший дом можно вкладывать капитал. И меньше будет истрачено бумаги на призывы спасти природу.

Если у чиновника нет  представления о влиянии своих действий на окружающую среду, то нужно моральное табу внутри этого человека, ведь на смену приходит поколение, которое ничего не знает кроме искусственной окружающей среды. Ориентир человечества вне природы для него, спешащего к глобализации, – норма. А все, что вокруг, уже сущая чепуха. Как  у Чехова:  «Пусть весь мир рушится, а мне бы чаю попить». Но природа предупреждает раз за разом , что она вовсе не чепуха, и что человечество не выживет, не имея концепции взаимоотношения с ней –  природой.

 

Сергей Левичев